В Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации 12 ноября 2015 года в формате «круглого стола» обсудили проблемы регулирования недропользования и снижение негативного воздействия на окружающую среду. В обсуждении темы участвовали депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти, коммерческих организаций, экспертного сообщества.
В работе «круглого стола» Госдумы приняли участие народные депутаты Якутии: председатель постоянного комитета парламента Якутии по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии Владимир Прокопьев и заместитель председателя профильного Комитета Ил Тумэна Василий Власов.
Как отметил первый заместитель председателя Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Иван Никитчук, бюджетообразующая отрасль экономики производит треть всех вредных выбросов, 93% всех отходов, производившихся в стране, а экологический ущерб от разлива нефти и нефтепродуктов сопоставим с прибылью, получаемой нефтяными компаниями. «В окружающую среду попадает порядка 50 тыс. тонн нефти и пластовых вод», - сказал он.
Парламентарий указал на ряд «губительных влияний на природу» на территориях природоохранных зон: при разработке Еланского и Елкинского медно-никелевых месторождений в Новохоперском районе Воронежской области (там расположен Государственный Хопёрский заповедник), посёлок Нивенское Багратионовского района Калининградской области и другие. Все эти случаи, по его мнению, объединяет то, что руководству производств первого и второго класса опасности «каким-то образом удалось получить разрешения на добычу». По мнению Ивана Никитчука, несмотря на то, что с 1991 года в действующем законодательстве определены нормы соблюдения экологической безопасности, на протяжении 25 лет все эти нормы недропользователями нарушаются. В этой связи он предложил Правительству РФ качественно готовить не только подзаконные акты, но и кадры, а также проводить экологический аудит.
Директор департамента государственной политики и регулирования в области геологии и недропользования Министерства природы России Алексей Орел остановился на вопросах оперативного реагирования и устранения последствий от разлива нефтепродуктов, мерах административной ответственности за нарушения при недропользовании, а также предотвращения разливов нефти на Континентальном шельфе и создании пулов для гарантий безопасной добычи. Министр экологии и природопользования Московской области Александр Коган предложил законодательно ввести обязательную административную ответственность и обязательное страхование гражданской ответственности за этот вид деятельности, а также настаивал на возврате обязательной государственной экспертизы на добычу воды на федеральный уровень с введением единого реестра. Депутат Государственной Думы Василий Тарасюк рассказал о существующих уникальных природоохранных технологиях, используемых при нефте- и газопереработке, и высказал предложение об их повсеместном внедрении.
Недропользователи говорили об избыточном регулировании обращения с отходами и подготовке профессионалов аварийно-спасательных служб, а представители регионов отмечали негативное воздействие на недра и окружающую среду при ненадлежащей консервации или ликвидации горнодобывающих объектов, закрывшихся угольных разрезов и других предприятий. Между тем, по разнообразию и запасам полезных ископаемых Республика Саха (Якутия) относится к богатейшим субъектам Российской Федерации, что предопределяет высокий интерес со стороны инвесторов и недропользователей. В Якутии ведут производственную деятельность такие крупные промышленные компании, как АК «АЛРОСА», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Мечел», ОАО «Газпром», ЗАО «Полюс», ОАО «Роснефть».
Как отметил народный депутат Якутии Владимир Прокопьев, согласно статье 15 Закона Российской Федерации «О недрах», одной из задач государственной системы лицензирования является обеспечение социальных, экономических, экологических и других интересов населения, проживающего на данной территории, и всех граждан Российской Федерации. Но при этом законодательством не предусмотрены прямые нормы, обязывающие недропользователя участвовать в социально-экономическом развитии тех или иных территорий, на которых ведётся разработка недр. В лицензионных соглашениях положения о заключении соглашения (договора) о социально-экономическом развитии территории прописываются как одна из возможных форм взаимодействия. На основании данной нормы между субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления и недропользователями могут заключаться соглашения о сотрудничестве, но это не обязательная норма. Так, в Якутии только 20 процентов недропользователей имеют соглашения с публичными образованиями.
По мнению Владимира Прокопьева, в связи с развитием Дальнего Востока и Байкальского региона, Арктической зоны Российской Федерации предстоит реализовывать ряд крупномасштабных проектов по освоению минерально-сырьевых ресурсов, поэтому точек соприкосновения в целях создания оптимального баланса, касающегося экологических, социально-экономических аспектов будет достаточно. В этой связи, Якутия предлагает включить в содержание лицензии на пользование недрами (обязательные условия пользования недрами) положение о заключении соглашений с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями по участию в социально-экономическом развитии территорий, связанные с социальной и экологической ответственностью недропользователя перед населением территорий.
Якутия является исконным местом проживания 40 тыс. человек – представителей коренных малочисленных народов Севера. В регионе действует Закон «Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)», направленный на предупреждение, оценку и гарантию компенсации негативного влияния недропользования в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов. Однако действующие нормы федерального законодательства не раскрывают порядок, основания проведения этнологической экспертизы.
Недропользователь, ведя деятельность на определённой территории, платит определённые виды налогов, которые, по сути, не поступают в бюджеты субъектов РФ и муниципальных образований. В этой связи республика призывает вернуться к проблеме дифференциации налоговых платежей. По мнению Владимира Прокопьева, для этого необходимо предусмотреть дифференцированные по зонам особые налоговые режимы, а также соотношения поступлений налогов в федеральные, региональные и местные бюджеты. Это касается налога на добычу полезных ископаемых в части углеводородов, бонусных платежей, налога на добавленную стоимость и налога на доходы физических лиц и налога на прибыль. Участие недропользователей в социальной ответственности перед населением и обеспечения экологического благополучия территории можно предусмотреть отдельным законом. В настоящее время в парламент Якутии народными депутатами республики внесён проект закона республики «О социальной и экологической ответственности недропользователей».
Также республика отмечает необходимость внесения в Бюджетный кодекс РФ нормы о целевом направлении средств, поступающих от предприятий, загрязняющих окружающую среду. Это могут быть платежи за негативное воздействие на окружающую среду, определённые доли от поступлений административных штрафов за правонарушения в области охраны окружающей среды, доли от поступлений и денежных взысканий по искам о компенсации вреда окружающей среде, причинённого нарушением законодательства в области охраны окружающей среды на природоохранные мероприятия. Предложения Якутии будут внесены в рекомендации «круглого стола» Комитета Госдумы.
Участники «круглого стола» в Государственной Думе констатировали, что риск возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с авариями при добыче полезных ископаемых и при их переработке, должен быть сведён до минимума, а готовность всей системы реагирования на чрезвычайные ситуации, включая достаточность сил и средств реагирования, должна быть на самом высоком уровне. Федеральному Собранию рекомендовано считать законопроекты в сфере защиты окружающей среды при недропользовании приоритетными, в частности, при обсуждении законопроекта № 911755-6 «О федеральном бюджете на 2016 год» рассмотреть возможность увеличения финансирования надзорной деятельности. Также сформулирован ряд рекомендаций Правительству России, субъектам Российской Федерации и нефтегазодобывающим компаниям, которые будут направлены в ведомства и организации.
Пресс-служба Ил Тумэна
Фотографии из официального сайта Государственной Думы ФС РФ
Опубликовано: 13 ноября, 2015 - 11:56
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору.
Спасибо!
Спасибо!