Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Парламентарии и общественники-селяне обсудили вопросы организации Ысыаха Олонхо в Оймяконье | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
4 ноября 2025 года, 17:51 (UTC+9:00) t в Якутске: -16 (21:00)

Парламентарии и общественники-селяне обсудили вопросы организации Ысыаха Олонхо в Оймяконье

Председатель Национального оргкомитета по подготовке и проведению второго Десятилетия Олонхо при Ил Дархане Якутии, первый заместитель председателя Госсобрания (Ил Тумэн) Александр Жирков провел в селе Томтор с общественностью сельского куста встречу по вопросам подготовки и проведения в 2021 году Ысыаха Олонхо в Оймяконском улусе.

 

В мероприятии приняли участие председатель постоянного комитета Госсобрания (Ил Тумэн) по вопросам местного самоуправления Василий Местников, и. о. главы Оймяконского улуса Игорь Водовозов, глава Борогонского 2-го наслега Никифор Протопопов. На встрече присутствовало 56 человек.

 

«Проведение в 2021 году республиканского Ысыаха Олонхо в местности «Көмүс Күрүө» села Томтор является важным для социально-экономического развития района в целом событием. Уникальность Ысыаха Олонхо в Оймяконском районе заключается в том, что в организации значимого мероприятия примут участие семь районов Колымо-Индигирской группы: Абыйский, Аллаиховский, Момский, Верхнеколымский, Среднеколымский, Нижнеколымский и Оймяконский», - отметил Василий Местников, открывая совещание с общественниками.

 

Он отметил, что выдающийся ученый-просветитель, мыслитель-обществовед, основоположник письменной якутской литературы, писатель, поэт, мастер художественной словесности А.Е. Кулаковский – Өксөкүлээх Өлөксөй в свое время семь раз приезжал в Оймяконский район с целью изучения фольклора и самобытности населения. Впервые в истории Оймяконского района им был проведен ысыах с соблюдением якутских канонов. «Резонным будет привлечение потомков А.Е. Кулаковского к проведению республиканского Ысыаха Олонхо в нашем районе», - считает парламентарий.

 

По его словам, проведение Ысыаха Олонхо в Оймяконском районе станет одним из важнейших стимулов к развитию туризма. Ведь все объекты ысыаха в дальнейшем будут туристской достопримечательностью. Депутат отметил, что на сегодняшний день началась активная работа по подготовке территории, где будет проходить праздник: срезание кустов, дренажные работы и т.д.

 

«Впереди - два года подготовки. Уверен, что в эти дни уже подключится общественность всего сельского куста и начнется работа комиссий», - сказал Василий Местников.

 

«То, что олонхо дошло до наших дней – культурный подвиг поколений протяженностью в столетия, удача и обретение целого народа. Опора на вековые, исконные традиции, соблюдение истинных ритуалов и действ ысыаха, преподнесение современному гостю и участнику ысыаха традиций народа в подлинном их содержании и значении, такими, какими они известны нам из исконных источников – нашего фольклора и олонхо – вот основная цель и главное содержание Ысыаха Олонхо. Потому он и называется Ысыахом Олонхо, а не праздником, посвященным олонхо», - подчеркнул Александр Жирков.

 

Он заявил, что Ысыахом Олонхо можно называть только тот праздник, который обставлен с возможно близким воспроизведением и соблюдением основных атрибутов и ритуально-обрядовых действий древних ысыахов, описанных в эпических памятниках. «В 2009 году было принято решение Правительства РС (Я) «Об утверждении регламента организации и проведения Ысыаха Олонхо в Республике Саха (Якутия)». Регламент определяет основные требования к подготовке Ысыаха Олонхо: места проведения, исполнения традиционных обрядов, исчерпывающий перечень основных видов состязаний – игр Ысыаха Олонхо», - отметил парламентарий.

 

Председатель Национального оргкомитета по подготовке и проведению второго Десятилетия Олонхо при Ил Дархане РС (Я) подробно остановился на обряде встречи Солнца и смотре кузнецкого мастерства.

 

«В ысыахах, описываемых в эпических и фольклорных источниках, обряд встречи Солнца не упоминается. Это – отдельное обрядовое действо, подвергающееся ныне забвению в связи с утратой своего изначального хозяйственно-бытового значения. Однако массовость и таинственная сакральность этого красивого обряда особенно в последнее время органично вписывается в общее эстетическое оформление праздника и совершение этого обряда включено в регламент Ысыаха Олонхо», - сказал Жирков.

 

Смотр мастерства кузнецов также не отражен в описаниях эпических ысыахов. Однако мероприятие также включено в регламент в целях оказания содействия в возрождении этого традиционного вида ремесла народа саха. «Скопление большого числа людей, среди которых немало знатоков кузнечного дела, людей, просто способных к кузнечному ремеслу, возможность обмена опытом, внимание и оценка заинтересованной публики способствуют сохранению и возможному возрождению древнего занятия», - считает первый вице-спикер Ил Тумэна.

 

На встрече собственное мнение высказали общественники-селяне. Так, краевед, предприниматель Тамара Васильева (Оймякон) напомнила, что в 1939-1940 годах известный исследователь якутского фольклора Дмитрий Дьячковский-Сэсэн Боло был в составе Северной экспедиции, в рамках которой посетил Оймяконский, Момский, Среднеколымский, Нижнеколымский и Аллаиховский районы.

 

«Именно здесь, на севере, где лежала печать своеобразия, он особенно остро чувствовал себя не просто собирателем, но и исследователем. По итогам экспедиции в Оймяконье Сэсэн Боло собрал образцы разных жанров фольклора: несказочная проза (исторические предания, легенды), сказки, героический эпос олонхо, народные песни, круговой танец осуохай, обрядовая поэзия, малые жанры фольклора (чабыргах, загадки, пословицы и поговорки) якутов; русские сказки, частушки, песни, баллады, былина. Сэсэн Боло в течение двух месяцев работал с 4 олонхосутами-оймяконцами, нашел и записал 74 названий оймяконских олонхо и исследовал содержание одного олонхо», - рассказала краевед.

 

Она также добавила, что не зря семь раз приезжал в Оймяконский улус Алексей Кулаковский-Өксөкүлээх Өлөксөй. Он интересовался и записывал устное народное творчество оймяконцев. Известно, что на участке Кубалаах (территория села Сордоннох) Өксөкүлээх Өлөксөй устроил трехдневное состязание оймяконских олонхосутов. «До нас дошли предания, что зажиточные оймяконцы ставили собирающимся проехать через Оймяконье путешественникам условия – в обязательном порядке брать с собой сказителей-олонхосутов. В противном случае встречной поддержки им было не ожидать», - рассказала Васильева.

 

«В 2017 году была выпущена книга «Күн Эрили» (Өймөкөөн олоҥхолоро), записанные С.И. Боло. В 2016 году я выпустила книгу «Өймөкөөн фольклора» по работам Алексея Кулаковского-Өксөкүлээх и Сэсэн Боло. На сегодняшний день готовлю к выпуску вторую часть данной книги», - сообщила она.

 

«Мы, оймяконцы, имеем достаточный опыт в проведении массовых мероприятий республиканского уровня. Так, «Байаҕантай ыһыаҕа (ысыах баягантайцев)», «Ысыах молодежи» прошли на высоком организационном уровне. Уже 20-ый год проводим фестиваль зимнего туризма «Полюс холода – Оймякон». Вот уже который год по селам района плодотворно работает созданная бывшим главой улуса Михаилом Захаровым общественная организация «Олонхо», - рассказала заслуженный учитель РФ, руководитель литературного музея «Поиск» Томторской средней школы, краевед Мария Боярова.

 

Она отметила, что большую разъяснительную работу по подготовке к проведению Ысыаха Олонхо в селе Томтор проводят народный депутат Якутии Василий Местников и глава наслега Никифор Протопопов.

 

«Нас, оймяконцев, вдохновляет к проведению такого мероприятия республиканского уровня и то, что в 1924 году в Оймяконье провел ысыах духовный лидер народа саха Алексей Кулаковский-Өксөкүлээх Өлөксөй. Пользуясь случаем, выражаю искреннюю благодарность председателю Национального оргкомитета по подготовке и проведению второго Десятилетия Олонхо Александру Жиркову за интересный устный мастер-класс по теории и истории устного народного творчества народа саха – олонхо», - сказала краевед.

 

Мария Боярова также отметила, что новым веянием в истории проведения республиканского Ысыаха Олонхо станет прямое участие 7 северных Колымо-Индигирских улусов. Это будет поистине историческим событием.

 

«Центром верхоянских, колымских и джугжурских хребтов является наш Оймякон. Потому Ысыах Олонхо здесь консолидированно проведут семь Колымо-Индигирских улусов – самое правильное решение. На днях к нам приезжали наши таттинские коллеги под руководством Акулины Егасовой-Дьохсоҕон кыыһа. Они вот уже третий раз приезжают в сельский куст и проводят по наслегам мастер-класс по исполнению олонхо. Под руководством режиссера Томторского народного театра Евдокии Готовцевой жители Сордонноха, Томтора, Оймякона и Берег Юрдя участвуем в ее авторском проекте по коллективному исполнению олонхо сказителя-олонхосута из села Сордоннох Максима Аммосова «Дугуйа Бөҕө». Таким образом, мы, оймяконцы, в полную силу готовимся к Ысыаху Олонхо», - рассказал методист улусного управления культуры Семен Сивцев.

 

Выслушав выступления, предложения и мнения, Александр Жирков с воодушевлением отметил, что оймяконцы морально и духовно готовы к проведению исконно культового праздника народа саха, связанного с древними традициями Ысыаха Олонхо.

 

Елена Потоцкая

Опубликовано: 3 октября, 2019 - 17:10
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору.
Спасибо!
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице